30/04/2017   Москва: 2:17   Пермь: 4:17 Пермь:     Москва:     Санкт-Петербург: www.dp.perm.ru
На главную   |   Сделать стартовой   |   Добавить в избранное   |   RSS
Телеком плюс новый

Истины нет - есть мнения
Деловое Прикамье - форум-газета предпринимателей Пермского края
Политика
Обзоры СМИ
Экономика
Новости компаний и организаций
Полезно прочесть
Культура
Социум
Финансы
Спорт
Форум
Архив
Правопорядок
Образование
Досуг

Мода - не в моде?

Фото:
Сегодня бытует мнение, что мода вышла из моды. Но это не совсем так, скорее отношение к моде изменилось, оно стало менее взыскательным и более прагматичным.
"Когда я размышляю как, войдя в ВТО, будет развиваться наша страна, то думаю, что надо искать решение проблем нашей моды в создании и развитии дизайн-студий, сравнительно небольших, хорошего интеллектуального уровня мастерских. Ведь мода – это не только безукоризненный выбор тканей, декора и силуэта, современная мода – это, прежде всего, интеллект, стиль жизни, понимание себя и своего места в обществе".


- Темп жизни ускоряется, наша самоидентификация быстро меняется со временем и вот появляется так называемая «быстрая мода», которая направлена на её обслуживание.  Это всем удобно – и тем, кто занят производством, и тем, кто носит, - начала нашу беседу Людмила Карнаухова, художник-модельер, старший преподаватель пермского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса, член Союза дизайнеров России, обладатель медали «За успехи в научно-техническом творчестве», дважды лауреат федеральной ярмарки «Текстильлегпром».

http://www.dp.perm.ru/storage/1343881206_big.jpg

 

-  По-моему, в последнее время в тренд вошла какая-то эклектика.

- Эклектика чистейшей воды. Даже появилось оправдательное мнение, что отсутствие вкуса – это тоже вкус.

Для человека, умеющего подбирать и сочетать предметы одежды, носить их красиво, эклектика опасности не представляет. Опасность эклектизм представляет для тех, у кого вкус не воспитан, кто ленится поработать над своим внешним видом или имеет свое «понятие» о красоте, оскорбительное для большинства. Следует отметить, что появилась немалая часть населения, которая не потрудится отличить хорошо сшитую вещь от китайского ширпотреба.

Портновское искусство, когда вещь сшита по мерке, исчезает. Пермь - не исключение. Мастера, владеющие искусством высокого шитья, уже покинули поле деятельности в силу возраста, а кратковременные курсы не дают возможности овладеть высоким уровнем мастерства. Вот и получается, что портные зарабатывают сегодня на кусок хлеба,  подгоняя стандартную вещь под конкретную фигуру или изготавливая незамысловатые изделия для неискушённых клиентов. Для этой работы достаточно минимального уровня ремесла, который трудно назвать профессиональным искусством.

Впрочем, Россия в лице своей аристократии никогда и не была законодателем моды, тем более, если иметь в виду философское - мировоззренческое и эстетическое - её понимание и обоснование. Вспомним для сравнения хотя бы дендизм в Англии или ар-нуво*  во Франции. Мы в России в этом смысле всегда были именно потребителями моды. А наша собственная мода в общем-то шла не от аристократии, а от традиций народного костюма.

Когда я размышляю как, войдя в ВТО, будет развиваться наша страна, то думаю, что надо искать решение проблем нашей моды в создании и развитии дизайн-студий, сравнительно небольших, хорошего интеллектуального уровня мастерских. Ведь мода – это не только безукоризненный выбор тканей,  декора и силуэта; современная мода – это, прежде всего, интеллект, стиль жизни, понимание себя и своего места в обществе.

В авторских дизайнерских студиях, имеющих собственное имя, и должно выплавляться наше собственное видение моды.

- В Перми известны свои конкурсы моды – «Бриллиантовая булавка», «Красное платье»…

- Я должна сказать, что фестиваль «Бриллиантовая булавка» был движением в правильном направлении. Это был интересный проект со строгим отбором дизайнерских работ. Под это мероприятие выделялись деньги. Заинтересованность общественности к этому проекту была велика. Для многих дизайнеров «Бриллиантовая булавка» стала стартовой площадкой.  И вдруг следует заявление господина Чиркунова: «В Перми моды нет».

Между тем, в Пермском крае  была создана и работала целая инфраструктура – пермский Дом моделей одежды, швейная фабрика «Кама» по изготовлению женского платья,  «Пермодежда» (это – верхняя одежда: костюмы, пальто), Оханская швейная фабрика, Верещагинская трикотажная фабрика, Чайковский комбинат шелковых тканей, Кунгурская обувная, Лысьвенская чулочно-носочная. И даже фурнитурная фабрика была.

Что касается конкурса «Красное платье», то могу сказать, что это интересный арт-проект, который ежегодно выявляет новые имена и идеи, дает возможность молодым дизайнерам максимально выразить свой творческий потенциал. Это красивый проект. Но мода – это в первую очередь бизнес. Мода становится модой только тогда, когда она выходит на улицу. Отдельно от жизни она существовать не может.

- В советское время понятие «пермская мода» у многих вызывало легкую улыбку…

- Улыбку?  Вообще-то в советское время под  пермской модой понималась работа той инфраструктуры, о которой я сейчас говорила. Я работала в Доме моделей и могу сказать, что у нас был сильный творческий коллектив, который возглавляла Валентина Яковлевна Цепова. Коллекции моделей наших дизайнеров часто представлялись на Всесоюзных конкурсах модельеров одежды и высоко оценивались компетентным жюри. Получать высокие награды в те времена было достаточно сложно. В каждой республике были свои Дома моделей, включая регионы России, Сибирь и  Дальний Восток. В конце 70-х годов под руководством Леонида Лемехова – талантливого художника и дизайнера – пермскому Дому моделей  было доверено представлять свою коллекцию вместе с сильнейшими Домами моды  Советского Союза на Лейпцигской ярмарке. Именно тогда в Москве заговорили о пермской моде. Не сохранили!

А региональные различия все же существуют. Не во всем совпадают местные история и традиции, погода – и та отличается. И это накладывает свой отпечаток и на поведение людей, и на их манеру одеваться.

- Это - «реальность, данная вам в ощущениях», или есть какие-то совершенно конкретные признаки?

-  Во-первых, особое отношение к цвету. Наши погодные условия «предлагают» нам сдержанную, гамму. Но и в ее рамках есть место разнообразию. Во-вторых, недаром Твардовский писал об «опорном крае державы». Пермяки - народ сдержанный, на первый взгляд суровый, консервативный, соответственно не любят экспериментировать в формах одежды. Но всё меняется: молодая поросль внимательно следит за модными трендами.

-  А кто постарше - рационалисты своего рода,  чтобы не сказать – консерваторы?

- Да. А что плохого в консерватизме? Англичане тоже консерваторы. Да и французы, на первый взгляд, одеты неброско. Но, тем не менее, Англия и Франция до сих пор являются диктаторами моды. Вот и нам нужно работать над собственным стилем.  

Понимаю, что многие наши женщины готовы одеваться красиво, со вкусом. Но возможностей у них вряд ли стало многим больше. Образование специалистов в этой сфере разрушено, производство выживает, образование и производство стыкуются плохо.  

В рамках Дней моды в Перми я организовала первый конкурс молодых дизайнеров «Высокий сезон», потому что убеждена: молодым дизайнерам надо дать возможность адаптироваться на профессиональном поле. Для этого надо  поставить перед ними  конкретные цели и задачи, а именно: не только работать над дизайном одежды, но и находить свою целевую аудиторию, продвигать свою продукцию, завоёвывать свой рынок.  Сегодня остро стоит проблема с кадрами в нашей отрасли, поэтому вместе с жюри, на конкурсе работал профессиональный совет. Студия «ОхА», Дом моды «Андре», студия «Koroleva» - специалисты этих производств  строго оценивали конкурсантов, но общая оценка их была высокой.

http://www.dp.perm.ru/storage/1343881240_big.jpg

http://www.dp.perm.ru/storage/1343881256_big.jpg

 

http://www.dp.perm.ru/storage/1343881270_big.jpg

Бывая на российских конкурсах, я вижу, как вырастает уровень подготовки в вузах страны – в Челябинске, Иваново, Омске очень сильные школы. Очень сильных специалистов для модной индустрии готовит Москва. Дело пошло. Но за державу всё еще обидно. Молодые дизайнеры представляют  великолепную  минскую школу (вот что бы ни говорили о Лукашенко, а ведь он  её поддерживает, понимает важность этой отрасли).  

- Финансовых источников для возрождения индустрии моды только два – государство и бизнес других отраслей, поскольку легкая промышленность в крае практически загублена. На государство рассчитывать не приходится, но ведь есть безнесмены, очень интересующиеся модой. Агишевы и вовсе завели магазины с говорящим названием «Модные люди».

- К сожалению, ситуация в стране такова, что бизнес не нацелен на долгосрочные вложения, ему интереснее быстрый доход.

- Вы упоминали челябинскую, ивановскую, омскую школы моды. А существует ли пермская? И если нет, то чем её возникновению можно было бы помочь?

- Школу создает лидер, группа единомышленников, сильная кафедра, например. Можно было бы подготовить хорошую программу развития. Но когда Чиркунов говорит, что у нас моды нет, то этим дает понять: нам этого и не надо.  

- Невольно вспомнился проект «Культурная столица». Какая же культура без моды?

- Конечно, ведь визитная карточка города – это сами горожане.

- Вы не однажды упомянули Чиркунова. Но ведь он уже в прошлом. И хотя нас иногда пугают тем, что в Перми осталась немалая группа его влиятельных сторонников, чуть ли не подготавливающих его возвращение в губернаторы, я в это не верю. После такого фиаско… Не думаю, что он настолько безумен. Сейчас Басаргин демонстративно обозначил свое внимание к сфере промышленности. Может, самое время перед ним поставить вопрос о легкой промышленности в крае?

- Да.

 

* Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), моде́рн (от фр. moderne — современный), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.

** Прет-а-порте (фр. prêt-à-porter, буквально «готовое для но́ски») — модели готовой одежды, которые производятся большими партиями и в стандартных размерах. Одежда продается как в маленьких магазинах — бутиках, так и в крупных универсальных магазинах. Эти модели могут быть созданы вне салонов мод, для массового производства, но также и в более эксклюзивном порядке по дизайнам ведущих модельеров.       

 

 

Свой комментарий Вы можете направить по адресу: moderator.dpperm@gmail.com

Автор:

    Александр Петухов

Петухов Александр Леонидович Родился в 1956 г. в г. Перми (Молотов), окончил исторический факультет ПГУ. Доктор философии (h.c.), профессор АБОП. Служил в пограничных войсках, затем работал тренером по пулевой стрельбе. С 1981 года – комсомольский работник. С 1989 года – в журналистике, руководил газетами «Молодая гвардия», «Милостивые государи», «Местное время», «Пермские новости», «Деловое Прикамье», журналом «Этажи Перми». Был помощником народного депутата РСФСР - члена Верховного Совета РФ, советником главы Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, помощником члена Совета Федерации РФ и депутата Законодательного собрания Пермской области. Первая публикация – рассказ «Я делаю елочные игрушки» (журнал «Пионер», № 12, 1970). Подробнее »
ФОРУМ / ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Дороги, дороги

82 сообщений / Высказать мнение »
СВЕЖИЙ НОМЕР

ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные программы для бизнеса
АНОНС НОМЕРА

ФОТОРЕПОРТАЖИ

Все фоторепортажи

ГОЛОСОВАНИЕ

Говорят, что после президентских выборов произойдет двукратное повышение цен на бензин. Что вы в этом случае предпримете?

 
 
 
 
 
 
 





614000, г. Пермь, ул. Краснова, 24
Для корреспонденции: moderator.dpperm@gmail.com;
614000, г. Пермь-100, а\я 4145, ИП Яковлев Ю.Н.
Руководитель проекта: Петухов Александр Леонидович, +79223465680
Редактор: Ярошенко Владимир Евгеньевич, +79223465660