27/04/2017   Москва: 23:43   Пермь: 25:43 Пермь:     Москва:     Санкт-Петербург: www.dp.perm.ru
На главную   |   Сделать стартовой   |   Добавить в избранное   |   RSS
Телеком плюс новый

Истины нет - есть мнения
Деловое Прикамье - форум-газета предпринимателей Пермского края
Политика
Обзоры СМИ
Экономика
Новости компаний и организаций
Полезно прочесть
Культура
Социум
Финансы
Спорт
Форум
Архив
Правопорядок
Образование
Досуг

Миграция в рамках Перми

Фото:
Шараханья бывшего губернатора от строительства целыми микрорайонами до максимального уплотнения существующей застройки вызвали не только недоумение и подозрения, но и дискуссии в профессиональной среде, где мнения (пусть не так шизофренично) тоже разделились.


Наши вопросы о застройке Перми и Пермского края мы задали заведующему кафедрой экономической теории ПНИПУ доценту, кандидату экономических наук Валерию Прокину.
- На данный момент Пермь является далеко не компактным городом. Плотность населения в центре города низкая, практически нет силы притяжения центра. Из-за сокращения населения и необходимости сносить старые дома с целью замены возникло множество факторов, способствующих оттоку населения из центра города. Валерий Васильевич, согласны ли вы с этим, и к чему это может привести?
- Сперва надо уточнить понятия «компактный город» и «центр города». В экономике и обществе размер объекта имеет ценность. В бизнесе чем крупнее капитал и компания, тем они весомее и конкурентоспособнее. То же и в урбанистике. Во времена СССР Пермь была третьим городом в стране по протяженности и площади. И это влияло на ее рейтинг. Зачем терять это преимущество?
А что такое «центр»? Каковы его количественные (по территории, населению) и качественные (по благообеспеченности и функциональности) границы? Не бывает центра без периферии и наоборот. Они дополняют друг друга. И важен баланс между ними по пространственным характеристикам, населению, инфраструктуре, коммуникациям, комфорту и доступности.
В градостроительной политике Перми наметилось противоречие между ориентацией на компактность (сжатие) города и ограничением этажности новостроек до 6-ти этажей. Лучше пожертвовать компактностью, чем этажностью, так как в этом случае город и население понесет меньше издержек.
Отток из «центра» не страшен, если имеются налаженные коммуникации (мосты, дороги, транспорт) между центром и окраинами и, соответственно, достаточная мобильность горожан - центростремительная и центробежная.
Мегаполис может и должен выбирать между двумя типами стратегии строительства жилья: централизацией и концентрацией новостроек или децентрализацией с максимальным охватом всех территорий и районов города. На мой взгляд, предпочтительна вторая стратегия, в том числе потому, что она позволяет, во-первых, выравнивать уровень социального развития пермяков, а во-вторых, стабилизировать и уменьшать отток из города жителей, недовольных ограниченными возможностями выбора места и условий проживания в разных районах города. Это суждение подтверждается данными социологического исследования, проведенного социологами нашего университета.
- Как вы считаете, способствует ли компактность города с оживленным его центром экономическому развитию? Будет ли она способствовать повышению конкурентоспособности, привлечению новых инвестиций и талантов?
- Центр - это лицо, ум, душа, история, бренд города, тем более мегаполиса, столицы региона. И конечно, он нужен и как бизнес-центр, где расположены офисы крупнейших компаний, банков, консалтинговых фирм, издательств, образовательных и культурных институтов. Это притягивает инвесторов и ускоряет экономический рост. В Перми наиболее соответствуют статусу центра офисные здания «ЛУКОЙЛ-Пермь», «Пермэнерго», «Сбербанка».
- Валерий Васильевич, а какова экономическая эффективность (или неэффективность) пригородов? 
- Коттеджная застройка нужна – это мировой тренд. Но строительство коттеджей и коттеджных поселков должно находиться в правовом поле и не ущемлять интересы коренных жителей, предприятий и культурных объектов данных территорий.
- Приведет ли низкая плотность застройки к бюджетным сложностям, увеличению расходов на содержание коммуникаций и дорог?
- Низкая плотность застройки города имеет свои «плюсы» и «минусы». Минусы – повышенные транспортные, коммуникационные и другие инфраструктурные издержки. Плюсы – это территориальное разнообразие, свобода и вариативность выбора заселения и мобильности населения и бизнеса. Плюсов явно больше чем минусов.
- Какие социальные преимущества и недостатки можно обозначить в том и другом случае?
- Центр Перми скорее перегружен транспортом, магазинами, офисами, людскими потоками, чем недогружен. Как и в Москве, центр надо расширять, а не сжимать ради ложной идеи компактности. А также окультуривать. Я имею в виду настоящую культуру, а не квазикультуру постмодерна и поставангарда, которая навязывается несколько лет в рамках проекта Мильграма-Гельмана. Красные безголовые человечки, буквы «П», надкушенные яблоки и т.д. – это антикультура, расход и «распил» бюджетных средств. В центре нет приличных памятников Достоевскому, Чехову, Горькому, Короленко и так далее. Не говоря уже о культуре тротуаров, писсуаров и прочих бытовых удобств.
- Какие вы видите способы стабилизации миграции пермяков?
- Одним из способов стабилизации миграции пермяков – это переключение их внешнегородской миграции на внутригородскую в виде их переезда из одного района города в другой, одного микрорайона в другой. По данным исследования, уровень потенциальной внутригородской миграции пермяков заметно ниже уровня внешней миграции. Так, в 2010 году они были, соответственно, 8,2 и 22,9%. Можно предположить, что ориентация на внутригородскую миграцию будет тем выше, чем больше отличаются районы города по условиям жизни, и чем легче трансфер горожан между этими территориями.
Жители семи районов Перми заметно отличаются, как по отношению к жизни в городе в целом, так и по отношению к жизни в своем районе.
Наиболее удовлетворены городом жители Мотовилихинского, Кировского и Дзержинского районов, а своим районом – Ленинского, Кировского и Мотовилихинского районов. Те районы, где разница оценок города и района наиболее расходятся, очевидно, наиболее всего стимулируют жителей к какому-то виду территориальной мобильности. В городе Перми это, прежде всего Орджоникидзевский и Мотовилихинский районы, в которых оценка района заметно ниже оценки города. Следовательно, жители этих районов будут более склонны к переезду в другие районы города для улучшения своего социального положения.
Жители Ленинского района, центрального для Перми, напротив заметно лучше оценивают свой район, чем город в целом. Они более склонны к перемене города, внешней миграции. В наибольшем равновесии находятся жители Кировского района, где оценки города и района наиболее сходны.
В целом эти данные дают основание сделать вывод о необходимости развития конкуренции районов (микрорайонов) города за лучшие условия жизни, что обеспечит снижение внешнегородской миграции его жителей. Одним из важных факторов реализации такой миграционной политики может быть стратегия децентрализации, более равномерного распределения количества и качества нового жилья по всем районам  Перми.

Автор:

    Лена Клюкина

Клюкина Елена Владимировна, родилась в 1986 году в Перми. Окончила Пермский финансово-экономический колледж и экономический факультет ПГУ. Работала в ИФНС Кировского района, далее главным бухгалтером в транспортной компании. В данный момент работает в инвестиционно-финансовой компании и занимается индивидуальным предпринимательством. Подробнее »
ФОРУМ / ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Дороги, дороги

82 сообщений / Высказать мнение »
СВЕЖИЙ НОМЕР

ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные программы для бизнеса
АНОНС НОМЕРА

ФОТОРЕПОРТАЖИ

Все фоторепортажи

ГОЛОСОВАНИЕ

Говорят, что после президентских выборов произойдет двукратное повышение цен на бензин. Что вы в этом случае предпримете?

 
 
 
 
 
 
 





614000, г. Пермь, ул. Краснова, 24
Для корреспонденции: moderator.dpperm@gmail.com;
614000, г. Пермь-100, а\я 4145, ИП Яковлев Ю.Н.
Руководитель проекта: Петухов Александр Леонидович, +79223465680
Редактор: Ярошенко Владимир Евгеньевич, +79223465660